Факт 1. Успех благодаря дороге. Во-первых, поясним, что когда мы говорим термин «Оршанщина» мы говорим не только об Оршанском районе, но и о соседних. Ведь они также объединены с Оршей экономически, культурно и даже этнографически. Во-вторых, если мы описываем наиболее старые и успешные деревни, то обычно их расцвет связан с торговым путем «Из варяг в греки». Но Ляды хоть и были успешной деревней много лет, но находятся далеко от этого средневекового торгового пути. В чём же причина их успеха?
А в том, что Ляды тоже находилась на важной дороге, только не в Средневековье, а в Новом времени и первой половине
Эта дорога, в принципе, есть и сейчас. В Орше она входит со стороны Барани на мясокомбинат, потом идёт на Дубровно, Ляды, Красное и потом уже на Смоленск и дальше. Только значимость её в
Именно по этой дороге наступал и потом отступал Наполеон. Поэтому и сейчас в Лядах есть памятник с надписью: «В 1812 году войска императора Наполеона перешли здесь границу старой России 2 августа, наступая победоносно на Москву; 6 ноября отступая после тяжелого поражения»
Факт 2. Эволюция деревни. Обычно деревни имеют своё время расцвета и своё время деградации (увы, деградация чаще всего — это настоящее). Но Ляды за свою историю переживали несколько подъёмов и упадков.
Первые люди здесь появились как минимум в Железном веке. Рядом с деревней есть городище того времени, существование которого датируется 5 веком до нашей эры — 5 веком нашей эры. А первое упоминание именно о деревне относится к 17 веку. Только тогда Ляды назывались Глебово. После раздела Речи Посполитой Ляды достаточно быстро растут. Так как деревня оказалась на самой границе «черты оседлости», а для хорошего торговца находиться на самой границе может быть очень полезно — серые схемы, контрабанда и т.д. существовали всегда. Благодаря этому под конец
Больше всего навредила деревне Вторая мировая война. После этого наибольший расцвет Лядов — статус центра сельсовета, но кратковременный. Сегодня деревня снова не центр сельсовета и, тем более, не местечко. На фото: останки еврейского кладбища в Лядах.
Факт 3. Мировой центр реформ. Мы не преувеличиваем, действительно, Ляды родили новое философское и религиозное движение в иудаизме. Как мы и писали выше, Ляды резко выросли после введения «черты оседлости». Дошло до того, что в 1910 году из 5854 жителей 4704 были евреями. Также здесь существовало 4 синагоги, которые не сохранились, как и их фотографии. На фото публикуем изображение так называемой «Высокой синагоги» в Дубровно.
Хасидизм появился в первой половине 18 века в Речи Посполитой и очень быстро становился популярным. Теоретически родина хасидизма украинское Подолье, но это учение (как и весь иудаизм) не было централизовано, не было иерархии власти: ни Папы, ни Патриархов с епископами. Поэтому различные течения хасидизма резко начали создаваться и в других городах и местечках страны. Лядовский хасидизм начался из Витебска, конкретно с раввина Менахема Менделя. Он стал наставником для очень талантливого проповедника, который в истории известен как Шнеур Залман из Ляд.
С течением времени Шнеур Залман перехватывает инициативу в Витебском направлении, а Мендель уезжает со своими сторонниками в Палестину. В результате новое религиозное движение создает именно Шнеур Залман из Лядов (в литературе из Ляд, но это слегка режет глаз), а не Менахем Мендель. Хотя Мендель и сейчас очень авторитетный раввин. На фото: Шнеур Залман из Ляд.
Факт 4. Мудрость, понимание, знание: Хабад. Что же такого создал проповедник из Лядов? Сначала стоит сказать, что родился Залман из Ляд не в Лядах, а в Лиозно. Уже в 19 лет он стал заметным проповедником и заинтересовался новым и модным хасидизмом. В 25 лет он пишет первую свою религиозную книгу, а в 27 лет Виленская еврейская община (наиболее авторитетная, но очень консервативная в Речи Посполитой) отлучает от общины, что, фактически, означало отлучение от иудаизма. Но, опять же, в иудаизме нет централизованной власти — каждая община самостоятельна. Поэтому Залман продолжает проповедовать и в 1797 году издает самую значимую свою книгу «Тания». А в 1801 году (хотя могло быть и раньше) он селится в Лядах. Тания стала основой создания нового учения, которое называлось Хабад (в переводе: мудрость, понимание, знание). Более того, Тания-теоретическая основа всего хасидизма. Она важна не только для сторонников Хабада, а для хасидов во всём мире.
С течением времени (уже при других лидерах) Хабад переименовывается в Любавичский хасидизм. Если вы сегодня на улицах Нью-Йорка увидите людей с пейсами и в характерной шляпе, то на 60% это будут хасиды именно нашего Лядовского направления, которое сейчас считается Любавичским, так как один из дальнейших лидеров переедет именно в Любавичи. Но начиналось всё в Лядах Дубровенского района. Кстати, Любавичским хасидам нужно читать Танию каждый день.
Факт 5. Куда делись евреи? Первый большой исход евреев из Лядов произошёл в 1812 году. С началом войны с Наполеоном Шнеур Залман принял российскую сторону, аргументируя это странным образом: «Если победит Бонапарт, положение евреев улучшится и богатство их возрастёт, но зато сердца их отдалятся от Бога». В этой связи Залман собирает своих поклонников (часть их) и уезжает из Лядов. И это при том, что в Российской империи он несколько раз арестовывается за свою деятельность.
Но наибольшая трагедия произошла здесь во время немецкой оккупации. С приходом оккупации сначала здесь создаётся гетто, а потом нацисты расстреливают всех евреев. А по состоянию на 1910 год это было около 80% жителей деревни. Кстати, расстреливали евреев не немцы, а русские. Википедия пишет, что расстрел устроили бойцы Русской освободительной армии, но в то время карательные операции в нашем регионе совершали не РОА, а РОНА — Русская народная освободительная армия под руководством Бронислава Каминского. На фото: Каминский во главе своих бойцов.
Факт 6. Знаменитый беларус среди еврейского большинства. В очень еврейском местечке были здесь интересные люди и других национальностей. В частности беларус Сергей Зарянко. Если большинство жителей были мещанами, преимущественно евреями, то беларусы были преимущественно крестьянами и до 1861 года крепостными. Лядовские крестьяне принадлежали российскому князю Любомирскому, который владел Дубровно и Лядами. Правда, родители Зарянко получили вольную еще до отмены крепостного права, что дало возможность Сергею учиться рисованию.
Сегодня Зарянко почти забыт, но в своё время был восхвалён по полной. Жил в Петербурге, писал портреты царской семьи, считался профессором искусства и т.д. На самом деле жизнь Зарянки интересно было бы изучить с точки зрения коммерческого успеха.
На фото: картина Сергея Зарянки «Девочка в голубом наряде » - портрет дочери художника Натальи.
Факт 7. Основатель разговорного иврита. Зарянко, наверное, единственный знаменитый беларус из Лядов. Знаменитых евреев больше. В частности, два писателя. Один из них Рувим Брайнин. Семья Брайниных дала миру многих знаменитых деятелей культуры и науки в разных странах. Сам Рувим уехал из Лядов в 16 лет в Москву, но потом жил в Вене, в Нью-Йорке. И в Австрии, и в США он издавал журналы и газеты на иврите и идише. Да и сам целыми томами писал книги по религии, биографии знаменитых людей, а также его считают одним из основателей разговорного иврита. В Тель-Авиве есть улица названа в честь нашего земляка.
Факт 8. Гималайский медведь из Лядов. Еще один знаменитый писатель Левин Дойвбер. Прозаик, которого Самуил Маршак называл «гималайским медведем», обыгрывая его имя. Сегодня нам мало известны его произведения, так как писал он рассказы о подростках и для подростков, которые были связаны с гражданской войной. Согласитесь, сегодня мы мало читаем и смотрим контента о гражданской войне в СССР. Но в свое время это было очень актуально и, как минимум, один рассказ Левина «Федька» экранизируется. Ещё одна причина того, что сегодня мы мало вспоминаем Левина в том, что он достаточно рано погиб. В 35 лет (для большинства писателей это возраст самого начала популярности) имея несколько книг и несколько пьес в своём портфолио он добровольцем идет на фронт и уже зимой погибает под Ленинградом.