15:00

+21

3 м/с

996 гПа

18:00

+22

1 м/с

996 гПа

21:00

+15

3 м/с

997 гПа

00:00

+13

3 м/с

998 гПа

03:00

+12

3 м/с

998 гПа

Валерий Ананьев

Письма о слепых. Письмо 1.

03.04.2016 12:22

9465 просмотров, 7 комментариев

Немного истории. Часть Первая.

Можно предположить, что инвалидность, в том числе и по зрению, в современном ее понимании, и причины её появления существуют с момента появления человека на Земле. По неподтвержденным данным, автором древнейшего памятника европейской литературы «Илиады» был слепой древнегреческий певец-сказитель Гомер. Яркими представителями широко образованных слепых, получивших всемирную известность, были греческие философы Демокрит и Диодот, математик, философ Дидим Александрийский, арабский философ и поэт Абу-аль-Оля и др.

В историографии жизни слепых на территории нынешней Беларуси представлены работы, охватывающие период с конца XIX века по настоящее время, преимущественно в виде научно-популярных книг и статей. Основу данных публикаций составляют материалы, собранные основателем музея истории Белорусского общества слепых, инвалидом по зрению А.Н. Иваненко.

Жизнь слепых на территории этнического проживания белорусов с древних времён до конца XIX века исследуется в контексте истории социальной работы в целом со всеми категориями нуждающихся. Непосредственно жизни слепых на территории Российской империи с древних времен до начала XX века посвящён исторический очерк слепого русского писателя и журналиста А.П. Белорукова «Путями веков».

С древних времён на территории проживания восточных славян слепой человек рассматривался как «темный», то есть лишенный света. По мнению Л.С. Выготского, «в слепоте видели прежде всего огромное несчастье, к которому относились с суеверным страхом и уважением. Наряду с отношением к слепому как к беспомощному, беззащитному и заброшенному существу, возникает общее убеждение в том, что у слепых развиваются высшие мистические силы души, что им доступно духовное знание и видение вместо утраченного физического зрения». До настоящего времени пережитки этой эпохи наблюдаются в народных взглядах на слепого, в легендах, сказках, пословицах. С древности слепые люди были странствующими певцами и музыкантами – каликами перехожими. В то же время некоторые слепые пристраивались к богатым людям в качестве домашних певцов, сказочников.

Однако не следует однозначно связывать выражение «калики перехожие» исключительно со слепыми людьми. Возможно, слово «калика» произошло от слова «калиги» (латинское «caligae» — «сапоги» – обувь, в которую обувались паломники, отправлявшиеся в Иерусалим). Согласно утверждению А. Белорукова, слово «калика» может происходить от латинского прилагательного «каликс» – тёмный, покрытый мглой. Существительное «калига» в прямом смысле означает «темнота» или «мгла». В переносном значении оно значит «горе», «несчастье».

Можно предположить, что организованная социальная помощь нуждающимся, в том числе и слепым, у восточных славян возникла с момента зарождения государства. Так, в 996 году по Уставу Владимира Святославича (Святого) все дела призрения нуждающихся передавались церкви.

В Средние века на территории Беларуси появляются первые структурированные государством и обществом благотворительные учреждения, оказывающие помощь всем категориям нуждающихся. К их числу относились больницы, странноприимные дома, «вучэльнi» и «шпиталi», а также церковно-монастырская и церковно-приходская системы социальной помощи. Церковь оказывала социальную помощь слепым, однако при этом не привлекала их к церковному служению ввиду наличия соответствующих запретов в церковных уставах.

В XV—XVIII вв. на территории Великого Княжества Литовского развиваются муниципальные органы социального призрения и нормативная база социальной помощи. Государственные и муниципальные правовые акты содержали нормы по предупреждению бедности и защите прав социально уязвимых и маргинальных слоев населения. Социальная помощь не ограничивалась исключительно материальными формами, практиковались обучение, воспитание, предоставление жилья.

В начале XIX века на территорию проживания этнических белорусов распространил свое действие Устав общественного призрения Российской империи, с некоторыми изменениями действовавший до 1917 г. В этот период времени складывается государственная монополия на организованное оказание социальной помощи нуждающимся. На территории Беларуси создается ряд «закрытых» учреждений социальной помощи, находящихся в ведении организованных еще в 1775 г. Приказов общественного призрения: лечебные учреждения, сиротские приюты, богадельни, дома призрения, инвалидные дома, в которые принимали и слепых людей, и другие учреждения. Указанные заведения имели относительную самостоятельность от государственных благотворительных учреждений, к управлению ими привлекалось местное население, их финансирование осуществлялось из государственных и муниципальных средств.

Реформы 60 – 70 гг. XIX века обусловили постепенный переход от государственного призрения к децентрализованной системе общественной помощи нуждающимся. Согласно указанной реформе была осуществлена передача государственных органов и учреждений социального призрения земствам и городскому самоуправлению. Произошло изменение характера социальной помощи в сторону усиления её адресности, её основными целями стало стремление активизировать жизненные силы обездоленных людей, адаптировать их к нормальной жизни. Ещё одним признаком реформы стал переход преимущественно к «открытому» типу общественного призрения, то есть к социальному обеспечению вне благотворительных учреждений. Определяющую роль в сфере оказания социальной помощи различным категориям нуждающихся на рубеже XIX – XX веков играли частная благотворительность и различные благотворительные общества и организации.

В 1881 году в Петербурге статс-секретарем К.К. Гротом было основано Мариинское попечительство о слепых, с 1882 г. – Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых. В 1886 году по ходатайству попечительства Министерство внутренних дел провело первую перепись слепых в России. По данным этой переписи число слепых на 10 тысяч человек в белорусских губерниях составляло примерно 18,4 %. В настоящее время точное количество инвалидов по зрению никому не известно. В Петербурге было открыто Александро-Мариинское училище. Вскоре начал свою работу Императорский институт слепых для детей и взрослых. С 1887 года стал издаваться журнал Ведомства императрицы Марии Фёдоровны «Слепец» (впоследствии – «Русский слепец»). В 1892 году в попечительстве был открыт отдел «для отыскания мер по предупреждению слепоты», по инициативе которого были организованы летучие отряды врачей-окулистов. В период с 1893 по 1915 гг. в белорусских губерниях работало 70 таких отрядов. В 1906 г. в Могилёвской губернии по инициативе губернского земства введена должность губернского окулиста. В г. Минске начал осуществляться амбулаторный приём офтальмологических больных

В 1893 г. земский врач Иван Иустинович Зданович выступил с идеей создания в Минске училища слепых, которое было открыто в 1897 году при поддержке Минского отделения попечительства. Училище являлось учебным заведением интернатного типа, на обучение принимались только мальчики из всех белорусских губерний. Из сохранившегося в архивах документа «Историческая записка о Минском училище слепых, читанная на акте в день 15-летия училища 24 октября 1912 г.» следует, что с самого начала своей деятельности оно столкнулось с проблемами при наборе учеников: «С большими трудностями пришлось завербовать первых слепцов-воспитанников». Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии в то время на территории проживания этнических белорусов какой-либо реабилитационной работы со слепыми людьми.

Главным учебным предметом в училище было профессиональное обучение воспитанников – корзиночному и щёточному ремеслам. Вместе с тем в училище преподавались и общеобразовательные предметы: закон божий, русский язык, арифметика, история, география, зоология. Определённое внимание уделялось также и музыкальному образованию, воспитанники училища участвовали в богослужениях в церкви при местной городской больнице в качестве чтецов и певчих. По мнению инспектора училища И.В. Георгиевского «Надо, наконец, серьёзным образом ввести в училище обучение музыке, этой единственной отрасли искусства, которой слепцы могут наслаждаться наравне со зрячими».

В 1902 году изделия воспитанников училища на выставке в Минске были отмечены похвальными листами. К 1912 году в нём фактически было налажено товарное производство щёточных и корзиночных изделий, был открыт собственный магазин. Училище не только выполняло частные заказы, но и различные подряды, в том числе и для государственных организаций: казённых винных складов Минской и Ковенской губерний, Полесских железных дорог. При этом указанные подряды оно получало «на общих основаниях» – путём участия в конкурсных торгах. И.В. Георгиевский отмечает: «Нельзя не говорить… о выдающейся трудоспособности слепца-ремесленника, который всегда может просуществовать исключительно своим трудом, если в своей жизни не будет подражать некоторым зрячим и безалаберным своим собратьям-ремесленникам».

По окончании училища воспитанник получал профессию корзинщика или щёточника. По данным И.В. Георгиевского, из 14 воспитанников, успешно окончивших учебный курс, 13 жили собственным трудом, «… не пользуясь при этом ни малейшими субсидиями». Таким образом, можно утверждать, что к 1917 году на территории Беларуси сложились все предпосылки для дальнейшего построения системы социальной помощи слепым по западной модели.

Продолжение следует

Подпишись на новости!

Подпишись на новости Орши и региона и будь первым, кто узнает самое важное и интересное

Обсуждение блога: Письма о слепых. Письмо 1.

Немного истории. Часть Первая.

нет комментариев

станьте первым, кто начнёт обсужение

стать первым!

в соотеветсвии с действущим законодательством Республики Беларусь

комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

войти на сайт

ORSHA.EU - Оршанский региональный портал

При цитировании информации активная гиперссылка на orsha.eu обязательна. Использование материалов orsha.eu в коммерческих целях без письменного разрешения редакции не допускается

Если у Вас возникли вопросы по работе портала, есть пожелания и предложения или хотите прислать интересную новость - пишите на наш адрес электронной почты [email protected]

Пользовательское соглашение