Летом в редакцию журнала неожиданно обратилась племянница писателя Алена Синькевич. Она предложила для публикации дневник Владимира Короткевича, датированный 1965-1966 годами, который хранится в домашнем архиве писателя. Елена Синькевич решила самостоятельно подготовить его к печати и написать комментарии.
Как знают исследователи творчества Короткевича, полноценного многолетнего дневника, в отличие от Максима Танка или Вячеслава Адамчика, Владимир Семенович не вёл. Во время перестройки были найдены и опубликованы раздельные блокнотные записи писателя, которые до склона писательского возрасте становились всё более и более систематическими. Однако записей периода 1960-х годов, так считалось ранее, почти не сохранилось. И это при том, что самые важные и наиобъёмнейшие свои произведения Короткевич написал именно в молодости: романы «Каласы пад сярпом тваім», «Хрыстос прызямліўся ў Гародні», «Леаніды не вернуцца да зямлі». Не говоря о многочисленных повестях и рассказах, стихах.
Дневник представляет собой бухгалтерский гроссбух большого формата, страницы которого с обеих сторон заполнены круглым, очень читаемым почерком Короткевича. Как и во многих других рукописях автора "Каласоў...", немало места здесь отведено авторским рисункам. Ещё больший интерес вызывают они потому, что во время написания дневника Короткевич работал над романом «Хрыстос прызямліўся ў Гародні» и повестью "Чазенія". Переделывая в который раз сценарий для фильма, прозаик наконец решает для себя, что не отдаст на поругание свою идею, цензурируя начальную идею по чиновничьих требование от Госкино. Фактически на страницах дневника Короткевич постановляет писать роман так, как он хочет, не оглядываясь на киношников.
Ещё одна важная часть дневника - путешествие во Владивосток вместе с Рыгором Бородулиным и Генадем Клевко. Как говорит легенда, однажды поэты шутку позвонили знакомому генералу с просьбой закинуть их как можно дальше в командировку и после забыли о том звонке. Однако в Союз писателей БССР пришло официальное письмо, и троица волей-неволей поехала набираться впечатлений на тихоокеанском побережье советской империи. Беларусы могут быть на самом деле благодарны тому неизвестному генералу, так как благодаря путешествию появилась "Чазенія" - один из самых проникновенных произведений о любви в беларуской литературе. Короткевич фактически начинает писать "Чазенію" в дневнике, записывая для памяти пейзажи природных заповедников, но имя главной героини повести в бытовой рассказ так и не попадает. Дневник часто заполнялся Короткевичем постфактум, фактически - это самостоятельное литературное произведение, где есть место рассуждениям о беларуской среде, вопросам писательской техники, проблемам планетарного масштаба. Однако немало страниц объёмной тетради посвящены и бытовым описаниям: жизни и работы писателя в рогачёвском доме, рассказам о походах в редакции литературных журналов, встречам с писателями и чиновниками. В тексте хватает достаточно спорных и личных моментов, и именно поэтому Алена Синькевич как защитник авторских прав писателя решила самостоятельно подготовить дневник Короткевича к печати. Для комментирования текста, сообщает она, пришлось немало просидеть в библиотеке белорусской Академии Наук, где сейчас в основном хранится рукописное наследие Короткевича, включая объёмную переписку. Таким образом удалось определить многие реалии и персоналии, знать которые Алена Синькевич не могла и по возрасту, и потому, что переехала в Беларусь только в 1971 году.
Научным редактором текста является короткевичавед Петро Жолнерович. Очевидно, что дневник будет учитываться при составлении последних томов собрания сочинений Владимира Короткевича в 25 томах, издание которого сейчас производится. Уже сегодня номер "Дзеяслова" №78 с неизвестным дневником Короткевича можно приобрести в Минске в магазине "Академкнига". Завтра журнал появится в продаже в книжных магазинах "Логвінаў", "Книжный салон", на сайте knihi.by, сообщает официальный сайт Союза белорусских писателей.