Поводом для написания данной статьи послужил показ 19.05.2014 года (до этого также были показы этой телепередачи 16.02.2014 года в 12 ч. 00 м. на телеканале "Беларусь – 3", 06.05. 2014 года в 13 ч. 25 м. на том же телеканале) телепередачи "Брэсцкая унiя" на телеканале "Беларусь – 3" в 18 ч. 30 м.
Комментировал эту программу, в основном – Алексей Светозарский, историк, преподаватель МДА и С. В одной из телепередач, я видел, что он является профессором Московской духовной академии.
Так вот, эта передача показывалась на основном культурологическом канале Беларуси, но не взирая на то, что показывалось в Беларуси, и по идее, должна была нести в массы, проживающие на Беларуси, идеи близкие местному населению, тем не менее несла точку зрения угодную России, а не Беларуси, оболванивая тем самым население теперешней Беларуси. Данный профессор высказывал точку зрения, бытовавшую в России издавна. Он рисует тогдашних литвинов - предков современных беларусов в неприглядном свете.
В этой телепередаче говорится, что Церковная уния – это восточный проект Ватикана, что история Унии – это история предательства высшей иерархии и верхушки православного русского дворянства, что идеология Унии разрабатывалась иезуитами под руководством ректора Виленской иезуитской коллегии Петром Скаргой, что готовили Унию с 1590 года четыре епископа. В этой телепередаче было наговорено много всего разного, что не сходится с мнением современных беларуских учёных по поводу Унии и истории 16 – 18 веков: и то, что Польша поглотила Литву и то, что наше государство распалось и было поделено другими странами. То есть история трактовалась с позиций, выгодных России и русским, а в 16 – 17 веках русские и литвины – предки современных беларусов, были в очень враждебных отношениях. Это и многочисленные войны и набеги русских, начиная с 1500 года именно на наш город, и нашу страну, и первая Оршанская битва в 1514 году, и Ливонская война, и вторая Оршанская битва 1564 года, и опустошительная Русско – польская война 1654 – 1667 годов, унесшая более половины населения нашей страны, и последствия Северной войны для нашего города, в результате которой был полностью уничтожен Оршанский замок русскими войсками, и последовавшие затем три раздела Речи Посполитой в 18 в., и четвёртый раздел в 1939 году. Короче куда не посмотришь – большего врага для литвин – беларусов, чем русские никогда не было. В результате чего наша страна была потом и включена в состав России, а не Россия в состав ВКЛ.
То есть, с российских имперских позиций, выступление в этой передаче Алексея Светозарского понять можно. Русским надо вымарать литвинских священнослужителей в дерьме, показать какие они гадкие и противные, продажные, готовые ради своего благополучия продаться католическому Ватикану. Сами русские в Унию не пошли по определённым причинам, о которых будет сказано дальше, а вот беларусов – литвин им надо показать продажными животными, которые поддались папскому искушению. Точка зрения России и российских историков в этом отношении понятна. Но, так как, точку зрения Алексея Светозарского я считаю неправильной и неприемлемой для беларусов, я хочу рассказать о точке зрения беларуских историков.
Дело в том, что Унию задумывали и разрабатывали в ВКЛ не в конце 16 века, как об этом говорит Алексей Светозарский, а гораздо раньше. Ещё в конце 14 века, а точнее: "…Ужо ў 1396 г. Ягайла разам з мiтрапалiтам Кiпрыянам прапаноувалi канстанцiнопальскаму патрыярху склiкаць унiяцкi cабор у "рускiх землях ВКЛ…" ("Нарысы гiсторыi Беларусi у 2 – х частках", частка 1, калектыў аўтараў, Мн., 1994, артыкул Г. Я. Галенчанкi i Л. С. Iвановай "Царква на Беларусi", c. 177). Далее идеи Унии придерживаются также и почти все Великие князья Литовские, Жемойтские и Русские, но невзирая на то, что Уния задумывалась, чтобы оградить нашу страну как от посягательств со стороны Запада, так и от посягательств со стороны Востока (Московской Руси), идея в жизнь не хотела идти из – за сопротивления православных жителей нашей страны. Вопросы, связанные с религией, для них были важнее вопросов безопасности своей Родины. Потому и случились восстания в 1618 году в Могилёве, в 1623 году в Витебске, направленные против униатского архиепископа Кунцевича, в 1646 году: "…нападзе жыхароў Оршы натоўпам да дзвюх тысячаў на Аршанскi замак".
Верагодна, што выступленне гараджанаў было звязана з даволi cкладанымi на той час адносiнамi памiж праваслаўным насельнiцтвам Оршы i каталiкамi ў сувязi з усталяваннем унiяцтва "(С. Асiноускi "Орша. Залатыя стрэлы на блакiтным полi", Мн., 1997, с.192), а затем предательские действия А. Филиповича и И. Труцевича по поджиганию Русско – польской войны 1654 – 1667 годов, а также, особенно, в годы её начала, конкретные предательские действия по сдаче города Могилёва и хождению с этой же целью к Дубровно, И.Труцевича.
Уния с начала с трудом, потом всё более разрастаясь, пришла в конце концов к тому, что стала, можно сказать, национальной религией беларусов (вместе с католичеством). Вот, что сказано в ‘’Аналитической газете "Cекретные исследования", март 2011 года № 5 (238), автор – А. Деникин, статья "Неправославная Беларусь", cтр. 12: "На момент раздела Речи Посполитой в ВКЛ – Беларуси было 38 % католиков, 39 % униатов, 10 % иудеев и только около 6 % православных (Атлас "История Беларуси. ХVI –XVIII века. "Издательский центр БГУ, 2005) – но и эти 6% являлись не православными РПЦ Москвы, а православными совсем другой Русской православной Церкви Киева, где не обожествлялся российский феодал и где верующие не являлись ему присягнувшими."
Так, что между Унией и православием, население нашей страны выбирала униатскую веру. Это точка зрения современных беларуских историков, а мнение россиянина Алексея Светозарского для нас кажется неправильным и неприемлемым с исторической точки зрения.
Кроме ВКЛ в Унию перешли многие православные патриархаты. В 1439 году на Флорентийской унии в Унию перешёл Константинопольский патриархат и многие другие патриархаты. Россия же отказалась переходить в Унию. Вот, что сказано насчёт московской веры в "Аналитической газете "Секретные исследования" за сентябрь 2010 года № 18 (227), статья М. Голденкова "Беларусь протестантская," стр. 11: "А что касается московской веры, то она, фактически, не являлась и не является православной – в византийском духе, а является наследником несторианского течения, популярного в Орде и в восточных странах". А также в "Аналитической газете "Секретные иследования" за март 2011 года № 5 (238) в статье А. Деникина "Неправославная Беларусь" на стр. 12 сказано, что: "…московиты отказались от Унии именно по причине несторианской сути своего вероучения, в котором царь Московии считался "Богоцарём… "Там же мы также находим: "Московская православная вера – это несторианская религия Орды, в которой обожествлялась власть. Эта вера была широко распространена на Востоке, и её переняли у татар суздальские князья…"
Так что, у русских была совсем другая религия по сравнению с жителями ВКЛ, потому они и не хотели переходить в Унию. Потому, с точки зрения русских, литвины, перешедшие в Унию, и кажутся такими ужасными, а с нашей точки зрения – в переходе в Унию не было ничего страшного. Это было нормальным, выстраданным жизнью решением.
Павлов В. А.