Биографических сведений про известного первопечатника, писателя, общественного и религиозного деятеля 17 века, основателя Кутеинского монастыря почти нет. Неизвестно даже время его рождения. Некоторые исследователи считают, что родился он на Могилёвщине, возможно, в самом Могилёве. Здесь прошли его детство и юношество. Во второй четверти 17 века он стал членом Могилёвского богоявленского братства. Активно занимаясь религиозной и просветительской деятельностью, он обратил на себя внимание высшего православного духовенства.
Глубокое влияние на дальнейшую судьбу Иоиля Труцевича могло оказать восстание могилёвских православных граждан в декабре 1618 года против униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, свидетелем которого, возможно, он был. Дело о восстании рассматривал Варшавский суд. Согласно с его решением православные церкви и монастыри Могилёва передавали католикам и униатам. Попытка братства основать в Могилёве новый монастырь оказалась неудачной.
В этих условиях у Труцевича появилась мысль о создании центра православной и просветительской деятельности рядом с Оршей, в имении крупного белорусского православного феодала Богдана Статкевича. Тем более, грамота на это от иерусалимского патриарха Феофана была получена ещё в 1602 году.
В 1626 году было завершено возведение Святодуховской церкви и других монастырских строений. Кроме Кутеинского Богоявленского монастыря силами Труцевича в 30-х - начале 40-х годов были построены Кутеинский успенский, Буйницкий Святодуховский, Тупичевский Святодуховский, Барколабовский Вознесенский. Все они составили мощный союз во главе с Кутеинским Богоявленским монастырём.
Много внимания предавал И. Труцевич организации жизни и деятельности созданных культовых учреждений. Руководителем всех монастырей являлся игумен главного Кутеинского монастыря Кутеинского - Труцевич. Должность была выборная. В выборах принимали участие все монахи. Согласно регламенту, который разработал Иоиль, выборы считались действительными только тогда, когда игумен избирался единогласно. Кандидат должен был соответствовать многочисленным требованиям, в том числе и такому как образованность.
Труцевич не ограничивался только религиозной деятельностью. Он вместе со своими единомышленниками много сделал для развития образования. Были созданы братские школы в Кутеинском, а также в Тупическом монастырях. Кутеинские монахи помогали братской школе при монастыре Рождества Богородицы. Создание таких школ было делом опасным и тяжёлым по причине запрета их властями.
Но самой большой проблемой была нехватка книг. Нужна была типография. В этом Труцевич убедил известных в то время феодалов и даже Киевского митрополита Петра Могилу. Для открытия типографии в Кутейне имелись относительно хорошие условия. Находилась она в трёх верстах от города, через которую проходили водные и сухопутные пути. Имелись здесь и образованные монахи.
Первопечатником пригласили из Киева Спиридона Соболя, котоый уже имел опыт издательской деятельности. Организационными вопросами занимался непосредственно игумен. Именно он подбирал для печати книги, которые соответствовали требованиям времени и места. Каждая книга имела предисловие, автором большинства был Иоиль. Деятельность Соболя в Кутеенке продлилась менее двух лет. За это время он издал пять книг, в том числе "Букварь".
После отъезда Соболя оршанские печатники издали ещё 17 книг. В печатном деле Труцевич был, безусловно, новатором. Свидетельство тому - второе издание "Нового завета со Псалтирью" (1652 г.), изданное новым типом. Но одних экземплярах был отображён герб православного епископа Иосифа Гарбацкого, а на других - герб Статкевича.В первом случае размещено предисловие, посвящённое епископу, в другом - знатному феодалу. Таким образом получалось как бы два издания. На полях книги давались объяснения отдельных непонятных слов или целых абзацев.
Перед каждым евангелием размещалось его короткое содержание. В дальнейшем и другие типографии нашей страны начали выспускать книги по примеру Кутеинских изданий.
Иоиль Труцевич политически был приверженцем объединения с Россией. В начале войны Росси с Речью Посполитой 1654 - 1667 годов он направился в Могилёв, где лично убедил горожан открыть ворота российской армии. За это "Иоиль терпел не малое озлобление", отметил в письме царю могилёвский воевода Михаил Ваейков. Алексей Михайлович захотел увидеть игумена. Встреча прошла под Смоленском. Итогом встречи стал неожиданный отъезд монахов из Кутейно в Иверский монастырь под Новгородом. По дороге в городе Болдино Иоиль умер.
Видимо, произошло это в конце 1654 или в начале следующего года, т.к. в феврале 1655-го кутеинские монахи выбрали нового руководителя, которого в том же месяце патриарх Никон возвёл в сан игумена.
Похоронен Труцевич в цвинтере Иверского монастыря. По приказу Никона над его могилой был возведён красивый памятник с надписью и, возможно, портретом. В монастырской ризнице долгое время сохранялись культовые вещи, которыми при жизни пользовался Иоиль.
И. Ершов
“Вежы над Дняпром”.